Добавьте Арктик.ру в «Мои источники» Яндекс.Новостей

В Совете Федерации обсудили будущее авиаперевозок в Арктике

«Наша первоочередная задача на сегодня — запустить программу поддержки, субсидирования внутрирегиональных перевозок. Сегодня такая программа подготовлена, она включает в себя поддержку внутрирегиональных маршрутов на Дальнем Востоке и в Арктике. Если говорить про арктическую зону, речь идёт о 324 маршрутах общей протяжённостью 120 тыс. км», — об этом рассказал заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков в ходе заседания Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Российской Федерации на тему «Состояние и перспективы развития арктической (полярной) авиации».

По словам замминистра, сегодня регионы самостоятельно субсидируют эти рейсы, чтобы поддерживать стоимость билетов на доступном для населения уровне. Ежегодно они тратят на это порядка 2 млрд рублей. Однако своими силами субъекты могут обеспечить льготные билеты лишь для некоторых категорий граждан.

«Этого недостаточно. Регионы всё равно не имеют возможности сделать все билеты доступными. Чтобы 100% билетов были доступны при средней зарплате по региону, нужно ещё 2,5 млрд рублей, поэтому программа предусматривает ежегодное субсидирование перевозок исходя из пропорции 50/50 с регионом», — отметил Александр Крутиков и добавил, что на сегодняшний день программа получила все необходимые одобрения и теперь перед ведомством стоит задача запустить её с 2021 года.

Заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Олег Сторчевой также поддержал проект субсидирования авиаперевозок из труднодоступных населённых пунктов арктической зоны России и добавил, что сейчас основной объём воздушных перевозок приходится на 20 направлений, в том числе на аэропорты Мурманска, Архангельска, Анадыря, Нарьян-Мара, Салехарда, Норильска, Хатанги, Тикси и Певека. «Они должны стать основными аэропортовыми комплексами для удовлетворения спроса населения на воздушные перевозки. Это позволит обеспечить лучшую их доступность», — заключил Олег Сторчевой.

Со своей стороны заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Акимов отметил, что для устойчивого развития авиасообщения в Арктике необходимо также решить вопрос с подготовкой квалифицированного лётного состава. «Например, Республика Саха (Якутия). Дефицит экипажей вертолётов региональной авиакомпании "Полярные авиалинии" составляет 81 человек. В том числе потребность в командирах вертолётов — 27 человек, вторых пилотов — 33 человека и бортмехаников — 21 человек», — подчеркнул он.

Кроме того, по словам сенатора, в последние 20 лет наблюдается отток действующего лётного состава. «Ежегодно в связи с выходом на пенсию по состоянию здоровья увольняются по четыре-пять человек, поэтому проблема подготовки лётных кадров для Арктики является крайне важной. Это должны быть лётчики особой квалификации», — сказал Александр Акимов.

По его словам, совершать полёты в суровых климатических условиях российских высоких широт сложно, и быстро решить вопрос за счёт привлечения иностранных специалистов не удастся, поэтому уже сейчас необходимо сделать упор на подготовку и переподготовку российских лётчиков для работы в Арктике.

Не менее важный момент — лётные училища должны обучать будущих пилотов малой авиации и вертолётчиков на отечественной технике, которая используется при авиаперевозках в стране, чтобы авиакомпаниям не приходилось их переучивать. Такое мнение высказал генеральный директор Нарьян-Марского объединённого авиаотряда Валерий Остапчук.

По его словам, например, в настоящее время не ведётся подготовка пилотов для самолётов Ан-2, которые продолжают эксплуатироваться на местных линиях: «Никто не готовит и не переучивает на самолёты Ан-2 с 2012 года, уже восемь лет. На Ан-2 мы скоро поставим крест. Люди уйдут на пенсию, и всё, мы потеряем последние остатки. А ведь мы готовим лётчиков для большой авиации. Когда будет самолёт, который эксплуатируется в северных широтах, и копия этого самолёт будет в лётном училище, тогда мы будем иметь подготовленный персонал, не надо будет его по сто раз переучивать».

Со своей стороны заместитель министра промышленности и торговли России Олег Бочаров назвал недостоверными слухи о проблемах с созданием лёгкого самолёта «Байкал», начало серийного производства которого запланировано на 2023 год. «Новый самолёт для Арктики будет. Для нас важна массовая эксплуатация этого самолёта и низкая стоимость лётного часа», — отметил он.

Замминистра также не согласился c утверждением, что самолёты Ан-2 безнадёжно устарели. По его мнению, программа модернизации позволит этим воздушным судам ещё послужить, и это доказывает и зарубежный опыт: «Во всём мире успешно эксплуатируется модернизированная авиатехника, в том числе 70-летняя».

Также на совещании речь зашла о необходимости реконструкции всех социально значимых региональных аэропортов в Арктике. В частности, с просьбой о финансировании реконструкции взлётно-посадочной полосы аэропорта Мурманск, которая уже не соответствует необходимым требованиям для приёма больших воздушных судов, к участникам заседания обратилась заместитель губернатора Мурманской области Ольга Кузнецова. «Необходимо её (взлётно-посадочную полосу аэропорта Мурманск. — Прим. ред.) расширить. Объект муниципальный, но у муниципалитета средств недостаточно. Предлагаем также внести в проект решения и рекомендовать Минтрансу России предусмотреть финансирование в рамках государственно-частного партнёрства в части реконструкции взлётно-посадочной полосы», — сказала Ольга Кузнецова.

Она добавила, что ранее власти региона неоднократно обращались в правительство России и получили одобрение, однако работа по финансированию магистрального плана, куда вошли мероприятия по ремонту полосы аэропорта, была приостановлена. Сейчас в аэропорту ведётся масштабная реконструкция аэровокзальной площади, в будущем готовится реконструкция аэровокзала. Аэропорт имеет статус международного, в прошлом году он перевёз миллионного пассажира.

Обсуждался также и вопрос создания единого дальневосточного авиаперевозчика. «Первым этапом будет приобретение Сахалинской областью акций "Авроры", которые сейчас у "Аэрофлота". На втором этапе мы видим необходимым шагом рассмотрение вопроса о целесообразности вхождения во владение этих акций другими субъектами», — рассказал заместитель директора департамента госполитики в области гражданской авиации Министерства транспорта России Илья Белавинцев и добавил, что также планируется построить центр техобслуживания самолётов.

При этом заместитель председателя правительства — полномочный представитель президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев сообщил, что передача Сахалинской области 100% акций авиакомпании «Аврора» приведёт к перекосам в сторону одного региона, поэтому принято решение не передавать авиаперевозчика Сахалину полностью.

Идею не сосредотачивать новую авиакомпанию только на Сахалине поддержал и глава Якутии Айсен Николаев. По его мнению, к альянсу при создании дальневосточного авиаперевозчика можно также подключить «Якутию» и «Полярные авиалинии», так как у компаний есть соответствующие компетенции для использования отечественных самолётов.

«Когда несколько авиакомпаний, не объединяясь юридически, действуют в рамках одной территории, делят маршрутную сеть, обеспечивают единую систему продаж, тарифную политику — это вполне стандартная мировая процедура», — отметил Айсен Николаев.

По итогам заседания Совета по Арктике и Антарктике сформирован пакет рекомендаций, который будет направлен в правительство России. Документ учитывает все предложения, прозвучавшие на заседании. Среди них необходимость разработки отдельной программы субсидирования внутренних региональных перевозок, создание «дорожной карты» обновления парка воздушных судов для Крайнего Севера и Арктики, пакет мер по созданию авиационно-учебных центров для обучения и переобучения авиационных специалистов, по конкретизации сроков серийного производства новых отечественных судов Ил 114-300 и «Байкал», а также по продолжению работы над развитием аэродромной сети и модернизацией авиационной инфраструктуры в Арктике.