Николаев: чтобы выйти на новый уровень освоения Арктики, нам необходимо решить проблему низкой транспортной связности

Глава Якутии Айсен Николаев принял участие в пленарном заседании II Международного «Северного форума по устойчивому развитию» на тему «Транспортная инфраструктура на Севере и в Арктике».

Он отметил, что Якутия является крупнейшим по территории регионом России, занимающим большую часть её арктической зоны и обладающим уникальным транзитным потенциалом. По своему положению Якутия может стать мостом, объединяющим регионы планеты в циркумполярном притяжении.

«Арктические, северные территории, обладая огромным экономическим ресурсом, сегодня становятся плацдармом развития для многих стран. В числе приоритетов Основ государственной политики в Арктике, которые в марте этого года утвердил президент России Владимир Владимирович Путин, определено сохранение Арктики как территории мира и взаимовыгодного партнёрства, как стратегической ресурсной базы для ускорения экономического роста, повышения благосостояния людей. Эти приоритеты находятся в русле достижения 17 Целей устойчивого развития ООН. В их числе одной из базисных целей является создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации», – отметил глава Якутии.

Он также добавил, что в связи с пандемией, правительство региона смогло по-новому оценить ценность коммуникаций, значимость транспортных сетей.

«Инвестиции в инфраструктуру, в транспорт, в энергоснабжение, в инфокоммуникационные системы необходимы сегодня для достижения устойчивого экономического развития и благополучия людей», – добавил Айсен Николаев.

Николаев также отметил, что арктическую зону Якутии роднит с другими северными территориями мира крайне низкая плотность населения: «Всего лишь 68 тысяч человек живут на гигантской территории площадью 1 млн 600 тыс. кв. километров. Населённые пункты одного административного района на Севере могут находиться на расстоянии в сотни, а то и тысячи километров, не связанные между собой устойчивым транспортным сообщением».

Политик считает, что общая задача участников форума – переломить сложившуюся веками проблему низкой транспортной связности, чтобы выйти на новый уровень освоения Арктики. «Поиск лучших решений на основе обмена опытом и реализации совместных проектов – это залог успеха в решении проблем пространственного развития циркумполярных территорий», – высказался Николаев.

Помимо этого глава Якутии рассказал о достижениях региона и отметил, что благодаря политике опережающего развития Дальнего Востока, новой арктической повестке России в последние годы происходят ощутимые сдвиги в решении проблем инфраструктурного дефицита Якутии. В рамках национального проекта развития транспорта в регионе строится высокотехнологичная Жатайская судоверфь, при поддержке федерального правительства имеются серьёзные сдвиги в решении проблем северной авиации, ведётся реконструкция аэропортов, прорабатываются проекты по обновлению воздушного парка.

Айсен Николаев озвучил, что строительство Ленского моста включено в Национальную программу социально-экономического развития Дальнего Востока, которая утверждена правительством России и подписана председателем правительства Михаилом Мишустиным.

«Мост через одну из величайших рек планеты соединит колоссальные пространства Восточной Сибири и Дальнего Востока, а это более четверти всей территории России», – подчеркнул глава региона.

Также участники пленарного заседания II Международного «Северного форума по устойчивому развитию» в своих выступлениях отметили, что транспорт, являясь одним из ключевых факторов развития северных и арктических территорий, выполняет важную социальную функцию по обеспечению мобильности и повышению качества жизни проживающего здесь населения.

Эксперты подробно обсудили развитие авиационного, железнодорожного, морского и автомобильного транспорта в северных и арктических регионах страны и мира, коснулись проблем влияния глобального потепления и изменения климатических условий на развитие транспортных систем Севера и Арктики. Предложения, выработанные участниками заседания, будут включены в итоговую резолюцию II Международного «Северного форума по устойчивому развитию» для дальнейшей работы, которая будет направлена в адрес членов международной организации «Северный форум».