Эксперт: Арктика имеет большое военно-стратегическое значение

Заместитель секретаря Совета безопасности Российской Федерации Михаил Попов в интервью корреспонденту «Интерфакса» рассказал о том, что сегодня в Арктике столкнулись геополитические, геостратегические и экономические интересы ведущих мировых держав. Это связано в том числе и с тем, что обусловленное глобальным потеплением таяние многовековых арктических льдов облегчает доступ к богатейшему потенциалу Арктики и открывает колоссальные перспективы в области разработки полезных ископаемых. «Арктика имеет и большое военно-стратегическое значение. Экономический потенциал Арктики определяется не только огромными запасами углеводородов, но и возможностями в сфере международной торговли. В данном случае речь идёт, конечно, о Северном морском пути», — добавил он.

По словам Михаила Попова, в условиях формирования и развития инфраструктуры Северного морского пути Россия получит новый импульс для развития арктических и приарктических территорий, а также Дальнего Востока. Процесс освоения Арктики позволит увеличить долю России в мировом товарообороте, дополнит и разгрузит сухопутные транспортные магистрали, откроет перспективы повышению роли России в товарообороте в Азиатско-тихоокеанском регионе.

«В сложившихся условиях не только Россия, но и Дания, Канада, Норвегия, США, Исландия, Швеция, Финляндия пытаются воспользоваться новыми возможностями в Арктике. Всё больший интерес к ресурсам и стратегическому потенциалу региона проявляют Китай и ряд других стран, географически удалённых от региона. США стремятся обеспечить постоянное слежение за российским Северным флотом, деятельностью в арктической зоне России. С этой целью совершаются разведывательные полёты, походы боевых кораблей и подводных лодок ВМС США и НАТО. К выполнению задач разведки привлекаются и научно-исследовательские суда», — добавил эксперт.

Заместитель секретаря Совета безопасности России также отметил, что в «Арктической стратегии» министерства обороны США оспариваются наши подходы к перспективам освоения Северного морского пути, который, по мнению Пентагона, должен стать международным транспортным маршрутом, не подпадающим под российскую юрисдикцию. Созвучны этому документу и «Руководящие принципы германской политики в Арктическом регионе», которые провозглашают необходимость интернационализации как транспортных магистралей, так и всех видов ресурсов Крайнего Севера. А в соответствии с документом, который называется «Политика Китая в Арктике», КНР является важным игроком в регионе и «околоарктическим государством», то есть одним из государств, наименее удалённых от полярного круга. Приоритетное внимание Пекин также уделяет созданию «Ледяного шёлкового пути» — экономического коридора, соединяющего Китай через северные моря с европейскими странами.

По мнению эксперта, в сложившихся условиях необходимо реализовать целый комплекс мероприятий в области обеспечения безопасности российского сектора Арктики, а национальная морская политика в этом направлении определяется особой важностью обеспечения свободного выхода российского флота в Атлантику и Тихий океан, богатствами исключительной экономической зоны и континентального шельфа России, возрастающим значением Северного морского пути для устойчивого развития и безопасности государства и решающей ролью Северного флота для обороны страны с морских и океанских направлений.

Он также напомнил, что утверждённая президентом России в 2015 году Морская доктрина по сей день не утратила актуальности. Она определила основные векторы национальной морской политики и морской деятельности на долгосрочную перспективу как на функциональных, так и на региональных направлениях её реализации.

«Морская доктрина — очень важный и масштабный документ, <…> яркий пример системного государственного подхода к реализации морской политики и организации морской деятельности в целом и в частности к её функциональным и региональным аспектам, — добавил эксперт. — Под функциональными имеются в виду и военно-морская деятельность, и деятельность в сфере морского транспорта, рыбного хозяйства, исследования Мирового океана и ещё целый ряд направлений морской деятельности. Что касается региональных направлений, то в данном случае речь идёт о глобальном охвате доктриной предметной области — это практически весь Мировой океан».

Помимо этого Михаил Попов напомнил, что силами Северного флота ведётся планомерное освоение и изучение Арктики. Так, в начале августа текущего года корабли флота во взаимодействии с гидрографическими судами, пограничными сторожевыми кораблями и ледоколами «Атомфлота» начали девятый по счёту ежегодный поход по Северному морскому пути, который посвящён 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Силами гидрографической службы Военно-морского флота выполнены комплексные исследования в удалённых районах моря Лаптевых, Баренцева, Карского и Восточно-Сибирского морей вблизи арктических архипелагов Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, а также в районе островов Медвежьи, Врангеля и Геральд. Всего в ходе этих походов открыты и описаны более 40 новых географических объектов.

В период 2017-2019 годов был выполнен комплекс работ в прибрежных водах и на побережье арктической зоны России с целью уточнения положения береговой линии и обновления государственных морских навигационных карт. На основе фактических измерений создана уникальная цифровая база батиметрических данных о глубинах в центральной части Арктического бассейна.

Эксперт также добавил, что необходимо совершенствовать и морскую инфраструктуру, в первую очередь портовую. «Здесь нельзя не упомянуть о защите окружающей среды — имеют место случаи нарушения властями портов требований природоохранного законодательства. Нарушения в области обращения с отходами производства и потребления свидетельствуют об отсутствии должного контроля со стороны портовых служб за движением образованных отходов на территории портов. Сохраняют свою актуальность проблемы разлива нефтепродуктов в морских акваториях, что является следствием недостаточной оснащённости кораблей и судов сепараторами для переработки нефтесодержащих вод, системами накопления и выдачи нефтесодержащих вод, нарушения правил проведения бункеровочных мероприятий. Значительная часть научно-исследовательских судов нуждается в ремонте или замене. Работа в этом направлении ведётся», — отметил Михаил Попов.

Подводя итог, заместитель секретаря Совета безопасности России подчеркнул: «Морская деятельность России масштабна и многогранна. У неё героическое и поучительное прошлое, насыщенное плодотворными событиями настоящее и очень интересное будущее, основы которого закладываются уже сейчас».