Арктика: перекрёсток интересов Запада и Востока

Бескрайние ледяные просторы Арктики — во всех смыслах самое крупное белое пятно на карте мира. Суровая арктическая природа надёжно защищает свои тайны, скрывая от исследователей и путешественников и уникальные формы жизни, и несметные углеводородные богатства. Однако в последние десятилетия — из-за глобального потепления и быстрого таяния вековых ледников — интерес к Арктике вырос во всём мире. Регион становится всё более притягательным и для экологов, и для экспертов нефтегазовой отрасли, и для политиков. Вопрос о контроле над территориями Крайнего Севера прочно вошёл в повестку дня лидеров многих крупных государств, и теперь воспринимается как одна из главных целей всеобщего геополитического соревнования.

Кто в Арктике хозяин?

Так как Арктика не имеет собственного правительства, а находится в распоряжении нескольких стран, многими местными проблемами ведает своеобразная Лига наций — Арктический совет (АС). Он состоит из восьми членов — «арктических» государств (то есть владеющих территориями непосредственно в Арктике) и шести постоянных участников — организаций, представляющих коренные северные народы. На заседаниях АС также присутствуют наблюдатели — «неарктические» страны, которых напрямую касаются происходящие в полярных широтах перемены. Основные направления деятельности АС — защита окружающей среды, сохранение биоразнообразия и поддержание благополучия коренного населения. При этом организация не стоит в стороне и от политических событий: в середине апреля этого года, накануне перехода председательства в АС от Канады к США, канадский представитель Леона Аглуккак заявила, что её страна «воспользуется заседанием министров Арктического совета как возможностью ещё раз довести до России наше жёсткое послание в связи с агрессией на Украине».

В условиях роста напряжённости в международных отношениях и всё убыстряющихся темпов глобального потепления (в Арктике этот процесс идёт в два раза быстрее, чем в других регионах планеты) Арктический совет, с одной стороны, приобретает всё больший авторитет, а с другой — испытывает нарастающее давление. Российские эксперты считают, что арктические государства, составляющие ядро АС, не смогут в одностороннем порядке справиться со всё расширяющимся кругом вопросов, поэтому «неарктические» наблюдатели начнут оказывать более серьёзное влияние на принятие решений. Роль Китая, одного из самых заметных наблюдателей АС, также возрастёт.

Китай: новый игрок на арктическом поле

Интерес Китая к Арктике, достигший новой высоты в 2007 году, имеет много оснований, и растущая потребность в ресурсах — лишь одно из них. Первой экономике мира нужно развитие, поэтому руководство КНР стремится к участию во всех масштабных проектах, связанных с новыми рынками, транспортными маршрутами, добычей углеводородов и так далее. В отличие от Америки, однако, Китай не имеет владений за полярным кругом и не стремится с оружием в руках устанавливать контроль над заморскими территориями и недрами.

Как же сам Китай объясняет своё стремление осваивать Крайний Север?

В начале марта 2013 года, за два месяца до предоставления КНР статуса наблюдателя в АС, на сайте китайского Института международных исследований была опубликована статья с подробным анализом арктических приоритетов государства и описанием его общей позиции. Особое внимание здесь уделено связи между использованием ресурсов, климатическими изменениями и экологической обстановкой, и это неслучайно, ведь Китай не понаслышке знает о том, как дорого обходится природе развитие промышленности. Печально знаменитый ядовитый смог над крупными городами КНР регулярно становится темой репортажей. Кроме того, проблема глобального потепления и меняющихся погодных условий для Китая, страны с огромным населением, стоит особенно остро. Песчаные бури, количество которых возросло в 6 раз за последние 50 лет, и участившиеся наводнения приводят к трагическим последствиям, поэтому Китай, в отличие от многих других развитых стран, воспринимает климат и состояние атмосферы как первостепенные факторы собственного благополучия.

Исследования КНР в области воздействия на погоду ведутся с 1958 года; их основная цель — добиться увеличения объёма выпадения осадков, чтобы удовлетворить потребность населения в пресной воде. Каждый год эксперты и участники государственной программы по изменению погодных условий расстреливают облака тысячами специальных ракет и снарядов, чтобы вызвать дождь в засушливых районах. В этих мероприятиях ежегодно задействованы от 32 тыс. до 35 тыс. человек по всей стране. Вполне закономерно поэтому, что для Китая особую важность представляют научные экспедиции в Арктику, позволяющие «разобраться в том, какое влияние [этот регион] оказывает на глобальную циркуляцию воздушных масс, физические процессы и механизмы [формирования] климата и погодных условий, повысить точность прогнозирования природных катастроф и краткосрочных прогнозов погоды с тем, чтобы увеличить потенциал по предотвращению и минимизации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с погодой».

Что же касается возможностей Китая для проведения исследований на Крайнем Севере, то, по мнению экспертов Стокгольмского международного института изучения проблем мира (SIPRI), научный потенциал КНР в этой области — один из самых мощных. В 2003 году на Шпицбергене заработала китайская научно-исследовательская станция «Хуанхэ», а в настоящее время близится к завершению строительство ледокола, который, вместе с легендарным «Сюэлуном» («Снежным драконом»), станет уже вторым китайским исследовательским судном в Арктике.

Изменения климата, однако, имеют и свои практические преимущества: помимо того что ресурсы становятся более доступными, отступающие морские льды открывают новые возможности для транспорта. По мнению китайских учёных, «если в будущем [морские] пути Арктики станут судоходными, сотрудничество между КНР и арктическими государствами приобретёт ещё одно измерение; маршрут из Америки и Европы в Азию значительно сократится, и европейские страны, а также США и Канада воспользуются этим для расширения торговых отношений с азиатскими государствами; в свою очередь Китай и другие страны региона сделают то же».

Возможность навигации по Северному морскому пути для Китая особенно важна: этот маршрут не только позволит существенно сократить сроки доставки грузов, но и станет альтернативой традиционным переправам через Суэцкий канал и Малаккский пролив. В то же время Китай, для которого стабильность — один из главных принципов во всём, не спешит делать ставку на пока ещё неустойчивые эффекты роста температуры и сосредоточен на развитии собственного проекта — экономического пояса «Шелковый путь», в рамках которого ведётся строительство транспортной инфраструктуры не только на суше, но и на море. Пока же воды Северного Ледовитого океана остаются для КНР прежде всего территорией науки: упомянутый ледокол «Сюэлун», в прошлом году благополучно возвратившийся из шестой арктической экспедиции, первое своё плавание совершил именно по Северному морскому пути.

Арктический курс и новый миропорядок

На данный момент для Китая расширение познаний в области экологии и управления климатом — одна из главных целей присутствия в Арктике. Однако без тесных контактов с арктическими государствами и обмена опытом научное продвижение КНР на Крайнем Севере было бы невозможным, поэтому страна активно привлекает к работе зарубежных специалистов, в том числе и российских. Это взаимодействие — конкретный пример реализации внешнеполитического курса Китая, в основе которого, по заявлениям официальных представителей, лежит уважение суверенитета стран во всем мире.

По словам эксперта китайского Института международных исследований, «арктическое направление [является] частью внешней политики КНР». Глобальная цель арктического курса Китая определяется как «мирное развитие [региона] на благо всего человечества». Китай планирует «выстраивать взаимовыгодные отношения с арктическими государствами и международным сообществом на основе взаимоуважения, взаимопонимания и доверия на фоне совместных усилий по установлению и продвижению мира, созданию стабильности и устойчивого развития в Арктике, чтобы сделать её частью гармоничного мира».

Если заявленный курс будет осуществлён последовательно и в полном объёме, то есть шанс, что геополитическое напряжение вокруг Арктики спадёт: ведь Китай периодически подчёркивает своё стремление к гармонизации мира именно через многополярность. Конечно, сам по себе такой подход не решит всех проблем (среди которых, например, территориальные споры), но если отношение к участию тех или иных государств в делах Арктики не будет сводиться к «пускать» или «не пускать», то накал страстей вокруг региона явно поутихнет. Северный полюс — это та точка, в которой встречаются интересы всех стран мира, и он просто перестанет существовать, если хотя бы одному государству — пусть и державе, свято уверовавшей в собственную исключительность, — будет позволено действовать по принципу «владеть — значит завоёвывать».

 

Елена Дорошенко