Иоанн Чечнев: Арктика – это часть моей жизни

В 2016–2017 годах команда молодых российских путешественников планирует автономно на лыжах достигнуть северного льда, как некогда это делали арктические первооткрыватели. Организатор экспедиции, томский путешественник Иоанн Чечнев рассказал порталу arctic.ru, как появилась идея проекта «Арктика – моё преодоление», почему интерес молодёжи к Арктике необходимо возрождать, а также почему так важно преодолевать себя в сложных ситуациях.

Иоанн, расскажите о своём пути в Арктику. Как появилась идея экспедиции «Арктика — моё преодоление»?

Несмотря на свой юный возраст, я уже много лет занимаюсь организацией экспедиций, путешествий. Если говорить об экспедициях мирового класса, то в прошлом году мы успешно организовали велоэкспедицию «Дорогами памяти», она прошла по местам бывших лагерей ГУЛАГа на территории Якутии. Помимо меня участие в экспедиции принял томский путешественник Егор Ковальчук, а также польский велосипедист Кшиштоф Суховерский.

Эта экспедиция проходила в экстремальных условиях: температура опускалась до —55 градусов. Несмотря на это за 76 дней нам удалось пройти на велосипедах более 3800 км и дойти до берегов Северного Ледовитого океана. Наверное, эта экспедиция и стала той точкой прорыва в наших планах прийти в настоящую Арктику, то есть выйти на дрейфующий лёд. Так что, когда мы вернулись из Якутии, мы поняли, что следующим достойным этапом для нас должен стать Северный полюс, тем более что мы давно о нём мечтали. Так родился проект «Арктика — моё преодоление».

Для меня Арктика — это часть моей жизни, хотя я ещё не был на Северном полюсе, но всегда мечтал об этом.

Что это за проект? Когда вы планируете провести экспедицию?

Это российская молодёжная спортивная экспедиция. Мы планируем впервые в истории освоения Арктики молодёжной командой (возраст участников будет до 30 лет) автономно, без какой-либо поддержки, дойти до Северного полюса на лыжах по дрейфующим льдам. Когда я говорю «автономно», я имею в виду без каких-либо забросов продовольствия вертолётами или других вещей, другими словами, так же, как когда-то в Арктику ходили её первооткрыватели.

Для начала, когда у нас возникла эта идея, мы встретились с заслуженными российскими полярниками и путешественниками — с Фёдором Конюховым, Дмитрием Шпаро, Михаилом Малаховым и многими другими. Они нас поддержали и согласились оказывать экспертную поддержку проекту.

Помимо спортивной составляющей мы большое внимание уделяем и просветительской части проекта. Одна из задач нашей экспедиции — привлечь внимание российской молодёжи к вопросу изучения Арктики. Действительно, сейчас существует большой разрыв между теми полярниками, которые сейчас уже заслуженные, и молодёжью. Честно говоря, молодых полярников сейчас очень мало, то есть за ними не стоит преемников, которые подхватят их эстафету. А ведь когда-то и они были такими же ребятами, которые смотрели в Арктику, жили Арктикой, мечтали дойти до Северного полюса. И наша команда направлена именно на восполнение этого пробела: с помощью нашей деятельности мы стремимся привлечь всё больше молодых людей в Арктику.

Также мы разрабатываем и научную составляющую экспедиции, другими словами, мы хотим провести некие научные исследования на дрейфующих льдах.

Проект «Арктика — моё преодоление» реализуется в два этапа. Первый этап — это весна 2016 года. Мы планируем пойти на Новосибирские острова, на дрейфующий лёд, чтобы там получить первый опыт именно по перемещению на лыжах по дрейфующему льду. Пойдём также молодёжной командой. Это подготовительный этап. И второй этап — это 2017 год — непосредственно достижение Северного полюса.

Кто примет участие в экспедиции?

Мы будем идти маленькой командой, 3-4 человека. Почему так? Во-первых, найти в России молодых ребят, которые смогут пройти такой сложный путь на Северный полюс, — это очень сложно. Плюс чем больше людей, тем выше риск, что кто-то не дойдёт до конечной точки, сойдёт с дистанции.

Поэтому в этом плане, если мы говорим о стратегии подготовки, то проще и эффективнее подготовить трёх-четырёх молодых людей. Таким образом, уменьшается стоимость проекта и повышается качество. Кроме того, у нас уже есть опыт работы в тройке-четвёрке, такой состав уже проверен, и мы в нём уверены.

Насколько опасна такая автономная экспедиция? Получается, вы же будете совсем одни на дрейфующих льдах.

Как кто-то говорил: «Приключения — это плохо подготовленное путешествие». Поэтому, когда всё хорошо подготовлено, нет, грубо говоря, момента приключения. Другими словами, нам до старта будет понятна вся экспедиция, её задачи.

Конечно, опасностей много. Самое опасное — провал под лёд и колоссальные физические нагрузки на организм. Порядка 70 дней (плюс-минус пять) мы будем двигаться по льду с тем весом, который взяли изначально. Вес на каждого будет до 110 кг — это рюкзак и дополнительные сани. В таком режиме довольно сложно двигаться долгое время.

Но к опасностям и трудностям мы готовимся. Кроме того, у нашей команды уже есть опыт пребывания в экстремально сложных условиях.

Как вы готовитесь к таким нагрузкам?

Мы все занимаемся марафонским бегом, укрепляем сердечно-сосудистую систему. Ближе к выходу на Новосибирские острова и после похода туда мы будем готовиться к тому весу, который нам нужно будет за собой волочить в течение всей экспедиции. Это будут общепринятые тренировки с переносом больших грузов. Как правило, эти тренировки заключаются в том, что ты зимой на лыжах тащишь за собой большую шину, имитируя нарты.

Во время прошедших экспедиций мы убедились, что именно для нашей команды (я не говорю, что для всех) 70% успеха зависит от внутренней, духовной и психологической подготовки. То есть ты знаешь, зачем ты идёшь в экспедицию, и ты знаешь, что идёшь за сложностями, просто не будет.

Когда мы были в Якутии, все нам желали лёгкой дороги, а мы отвечали, что пришли не за лёгкой дорогой. Мы идём в Арктику именно за преодолением, в первую очередь преодолением себя. И в этом плане те сложности, с которыми ты сталкиваешься в экспедиции, не могут стать неожиданностью, не могут расклеить тебя.

Вы также организовываете параэкспедиции с участием людей с ограниченными возможностями?

Да, мы реализуем такой благотворительный проект, в котором принимают участие люди с ограниченными возможностями.

Мы организовали такую международную экспедицию по Западной Сибири на вёсельных байдарках. Участие в путешествии приняли семь человек, трое из которых — с тяжёлой формой инвалидности (двое с синдромом ДЦП и один участник — слепой с рождения). Ребята до участия в экспедиции по городу передвигались с трудом, а тут было необходимо быть наравне со всеми, быть полноценным членом команды, держать весло и работать с утра до позднего вечера. В нас никто не верил: не верили родители, не верила общественность. Но в итоге мы за 16 дней преодолели 600 км, используя только свою физическую силу: без моторов, без машин сопровождения, без катеров.

В каждой паре в байдарке был участник с ограниченными возможностями. Люди, знакомые с вёсельными байдарками, понимают, что если хотя бы один не гребёт, то байдарка не пойдёт ровно, её будет закручивать. Поэтому работа была напряжённая.

В первый день мы прошли всего 3 км из положенных 60 км. Но я знал, что со второго-третьего дня мы сможем выйти на уровень порядка 60 км в день. Так и получилось. Вставали в шесть утра. За каждым была закреплена задача, независимо от ограничений физических. Каждый чувствовал себя и был полноценным членом команды. После экспедиции мы подвели итог и поняли, что ограниченность человека в чём-либо прежде всего заключается в ограниченности его сознания. Если человек сам себя ограничивает в мыслях, в голове, считает себя неполноценным или не верит в свои силы, то он будет действительно ограничен.

Когда мы были в Якутии и в других экспедициях, я тоже воспринимал себя как человека с ограниченными возможностями, и я всегда для себя оттягивал эту планку возможностей. Я её поднимал, как и другие участники экспедиций, делая вещи, в которые мало кто верил. Поэтому тема преодоления мне очень близка.

Ведь в принципе вся жизнь — это преодоление. Любовь тоже же старание, чтобы любить, надо себя в чём-то преодолевать, становиться лучше. Жизнь невозможна без преодоления. Для нашей команды преодоление — это в первую очередь саморазвитие, поэтому в экспедициях мы находим себя.

Какие ещё проекты вы реализуете?

Я также являюсь основателем проекта «Детская школа путешественников Junior Expeditions». Это всероссийский проект, который присутствует уже в пяти городах России. Через несколько месяцев школы откроются ещё в пяти городах. Это частная школа, которую мы организовали за очень короткое время с небольшими средствами, но проект получился очень удачным.

«Детская школа путешественников Junior Expeditions» — это детская школа с круглогодичной программой обучения, в которой дети могут заниматься с трёхлетнего возраста. Можно сказать, что это спортивно-научная школа, где детей учат взаимодействовать с дикой природой. Этот проект позволяет привлечь детей к здоровому образу жизни и получению новых знаний именно через это общение с природой. Также для ребят организуются travel-занятия, научно-спортивные путешествия и многое другое. Дети в нашем проекте — исследователи.