Учёные: школьники из числа коренных народов Севера более стрессоустойчивы и самостоятельны, чем их сверстники

Старшеклассники, являющиеся представителями коренных малочисленных народов Севера, обладают более высоким уровнем стрессоустойчивости, стремлением к взрослому поведению, мотивированностью и самостоятельностью по сравнению со своими сверстниками. К таким выводам пришли специалисты Тюменского государственного университета (ТюмГУ).

Целью исследования было выявить субъективные основания для формирования личностной готовности к выбору профессии у учащихся, проживающих в условиях Арктики. В исследовании, проводившемся на базе образовательных учреждений Надыма (Ямало-Ненецкий автономный округ) и Тюмени среди подростков 14-17 лет, принимали участие психологи и педагоги.

В контрольную группу вошли 103 старшеклассника — 49 юношей и 54 девушки. Экспериментальную выборку составили 16 представителей коренных малочисленных народов Севера (6 юношей и 10 девушек) — ненцев.

В ходе исследования оценивались следующие показатели готовности старшеклассников к выбору профессии:

1) автономность;
2) информированность;
3) принятие решения;
4) планирование;
5) эмоциональное отношение.

 

Схема 1
Схема 1. © edscience.ru

«Cтаршеклассники из числа коренных малочисленных народов Севера субъективно более устойчивы, чем "некоренные" учащиеся, в сложных жизненных обстоятельствах. К таким трудным моментам, безусловно, относится и выбор профессии», — рассказала доцент кафедры психологии и педагогики детства ТюмГУ Галина Кухтерина.

По её словам, изучение готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников-северян демонстрирует их большую самостоятельность, автономность, а сама ситуация принятия решения о начале профессиональной деятельности внушает им больший оптимизм, нежели «некоренным» сверстникам. Они склонны расценивать необходимость профессионального выбора как позитивную возможность.

Оценивались также и несколько показателей субъективного благополучия старшеклассников:

1) напряжённость и чувствительность;
2) признаки психоэмоциональной симптоматики;
3) изменения настроения;
4) значимость социального окружения;
5) самооценка здоровья;
6) удовлетворённость повседневной деятельностью.

 

Схема 2
Схема 2. © edscience.ru

Результаты исследования показали, что у коренных ненцев в целом ниже показатели напряжённости и чувствительности, психоэмоциональной симптоматики и удовлетворённости повседневной деятельностью по сравнению со сверстниками. Одновременно старшеклассники арктических территорий демонстрируют более высокие показатели изменения настроения, значимости социального окружения и самооценки здоровья.

Как пояснили педагоги, всё это может быть продиктовано спецификой жизни в суровом природном климате и связанной с этим необходимостью более раннего взросления. «Представители молодого коренного населения Севера являются ценным ресурсом для развития арктической зоны, поскольку они довольно рано начинают ориентироваться на профессиональную самореализацию и при этом обладают навыками выживания и большей приспособленностью к жизнедеятельности в экстремальных климатических условиях», — комментирует результаты исследования Людмила Федина.

По мнению исследователей, полученные данные помогут расширить представления о влиянии личностных характеристик и субъективного благополучия на готовность к выбору профессии выпускников общеобразовательных школ, расположенных на арктических территориях, а также позволят более точно и адресно выстроить систему профориентации учащихся старших классов. Ведь забота государства о безопасности и благополучии представителей коренных малочисленных народов Севера среди прочего подразумевает подготовку подростков и старших школьников к условиям меняющегося мира, чьё профессиональное самоопределение должно быть направлено на решение задач по сохранению национальной идентичности, сбережение этнической культуры.

И как отметил ведущий аналитик Центра развития образования Российской академии образования, доктор педагогических наук Сергей Боргояков: «Важнейшую роль в реализации двух разнонаправленных векторов развития коренных малочисленных народов Севера — обеспечении возможности подрастающего поколения успешно интегрироваться в современное общество и одновременном формировании полноценных навыков жизни в экстремальных природных условиях, сохранении и развитии их самобытной культурной идентичности — играет система образования и усиление внимания к психолого-педагогическому сопровождению социально-профессионального самоопределения школьников».

Более подробная информация о результатах исследования опубликована в журнале «Образование и наука».