Лев Воронков: углубление сотрудничества стран Арктического совета возможно, несмотря на санкции

В 2021–2023 годах в соответствии с принципом ротации Россия будет председательствовать в Арктическом совете. О том, могут ли повлиять на её работу по линии АС санкции, в разговоре с корреспондентом Arctic.ru Кристиной Храмцовой рассказал профессор кафедры интеграционных процессов МГИМО, эксперт по геополитическим проблемам современной Арктики Лев Воронков.

Какие преимущества даёт ротационный принцип председательства в Арктическом совете?

Арктический совет не относится к числу классических международных межправительственных или неправительственных организаций. Он был создан и остается форумом международного сотрудничества высокого уровня, работающим и принимающим решения на основе консенсуса. Общие направления деятельности Арктического совета и его цели определены Оттавской декларацией, подписанной представителями восьми арктических государств – Дании, Исландии, Канады, Норвегии, Российской Федерации, США, Финляндии и Швеции. Ни государства – члены Арктического совета, ни постоянные участники форума, представляющие основные организации коренных народов Арктики, учитывая принцип консенсуса, не могут навязать свою волю другим участникам форума. Одобряемые консенсусом решения в рамках Арктического совета исполняются его членами добровольно и таким образом, который соответствует их национальным интересам и государственному суверенитету.

Принцип ротационного председательства введён в Арктическом совете не ради того, чтобы предоставлять стране, выполняющей функцию председателя, какие-либо преимущества. Учитывая отсутствие в нём разветвлённой сети органов и институтов, на председательствующую сторону возлагается обязанность отвечать за организацию текущей работы как самого Арктического совета, так и его рабочих и экспертных групп, и представлять его на международной арене. Имеющийся в Тромсё секретариат Арктического совета призван помогать государству-председателю исполнять его обязанности. Каждая страна, становящаяся председателем Арктического совета, получает право выдвинуть приоритетные вопросы своего председательства и тем самым привлечь внимание всех государств-членов к ним, однако для того, чтобы продвинуться в их практической реализации, необходимо, чтобы эти вопросы получили поддержку всех остальных участников форума.

Канада, например, в своё время предложила создание Арктического экономического совета, учреждение которого способствует выстраиванию взаимодействия бизнес-структур в регионе. Во время председательства США и по их инициативе был учреждён Арктический форум береговых охран, содействующий сотрудничеству пограничных служб государств-участников в отражении угроз их национальной безопасности. Это во многом связано с тем, что в официальных документах Канады и США, регламентирующих арктическую политику, говорится, что отныне угрозы их безопасности включают вероятность использования замерзающих пространств Северного Ледовитого океана для деятельности организованной преступности, транспортировки оружия, наркотиков, а также в целях организации нелегальной миграции. Поэтому сотрудничество пограничных служб и служб береговой охраны арктических стран – это то, что отвечает интересам всех.

В своём выступлении на министерской встрече Арктического совета в Рейкьявике в мае 2021 года министр иностранных дел России Сергей Лавров высказался, в частности, в пользу проведения саммита арктических государств, идею которого выдвинула в своё время Финляндия, за распространение позитивных взаимоотношений стран – членов Арктического совета на военную сферу через возобновление многостороннего диалога арктических государств по линии генеральных штабов вооружённых сил. Он привлёк внимание к выдвинутому Россией и одобренному всеми участниками Арктического совета проекту цифровизации языкового и культурного наследия коренных народов, выступил за развитие дальнейшего взаимодействия Арктического совета с Арктическим экономическим советом. Члены Арктического совета поддержали предложенную Россией программу деятельности, содержащую свыше ста различных мероприятий.

Вместе с тем участники министерской встречи Арктического совета в Рейкьявике одобрили первый в истории Стратегический план совета, которым он будет руководствоваться в своей работе в течение следующего десятилетия и который отражает общие ценности и совместные устремления восьми арктических государств и шести постоянных участников из числа коренных народов.

Важно подчеркнуть, что участники министерской встречи в Рейкьявике, несмотря на участие остальных государств-членов в антироссийских санкциях, подписали совместную декларацию, подтверждающую приверженность Арктического совета поддержанию мира, стабильности и конструктивного сотрудничества в Арктическом регионе.

Антироссийские санкции каким-то образом могут оказать влияние на работу России в Арктическом совете?

Заметьте, антироссийские санкции по линии Арктического совета объявлены не были, хотя такие санкции по другим линиям косвенно затронули и российскую деятельность в Арктике. Как известно, Россия на санкции Европейского союза ответила введением ответных санкций, что отнюдь не способствовало развитию сотрудничества между ЕС и РФ. Можно не сомневаться, что и в Арктике Россия на санкции ответила бы аналогичным образом, что, учитывая её роль и вес в арктических делах, могло бы привести к полному разрушению сложившейся системы управления арктическими делами, в чём не заинтересовано ни одно арктическое государство.

В целом санкции как-то сказываются на арктическом сотрудничестве?

Косвенно и технологически, особенно финансовые санкции, конечно, сказываются. Это совсем не подарок как для России, так и для международных экономических отношений в целом. Всё это рано или поздно пройдёт, когда [на Западе] поймут, что поставить Москве условия сотрудничества, заставить её действовать в желательном Западу направлении не удаётся, что Россия – самодостаточная держава.

В части, касающейся арктических дел, страны продолжают вполне эффективно сотрудничать. Например, именно в период санкций были заключены важные соглашения между арктическими государствами, в том числе о сотрудничестве служб береговой охраны и о научном сотрудничестве в Арктике. Плодотворная деятельность Арктического совета, как и подготовка новых соглашений между его государствами-членами, продолжается и в настоящее время, о чём, в частности, свидетельствуют итоги министерской встречи Арктического совета в Рейкьявике.

Поэтому одно дело – ритуальные заявления публичного свойства, которые поддерживают некую общую политическую линию Запада в отношении России, и другое дело – реальные процессы, которые происходят в этом регионе между арктическими государствами, имеющими немало общих интересов фундаментального характера, в частности, в области защиты их прав на значительные запасы углеводородных, минеральных и биологических ресурсов от притязаний неарктических государств, а они, безусловно, так или иначе способствуют наращиванию потенциала сотрудничества между государствами – членами Арктического совета.