Госдума приняла в первом чтении законопроект «О северном завозе»
В первом чтении Госдума приняла законопроект «О северном завозе». К территориям северного завоза будут отнесены 25 субъектов Российской Федерации.
В законе предлагается закрепить понятия «территории северного завоза», «территории с ограниченными сроками завоза грузов», перечень таких территорий утвердит правительство на основании предложений высших должностных лиц регионов.
«География северного завоза охватывает 25 субъектов Российской Федерации, доставка грузов в которые сопряжена с преодолением ограничений слабо развитой транспортной инфраструктуры и сложного климата. В отдельных исследованных нами районах окно доставки жизненно важных грузов составляет всего несколько недель в году. Ежегодно в населённые пункты Крайнего Севера, приравненные к ним местности и территории с ограниченными сроками завоза грузов, доставляется более 3,4 млн т жизненно важной продукции для 3 млн жителей», – проект законопроекта в Госдуме представил Алексей Чекунков, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики.
В рамках законопроекта планируется создание единого морского оператора северного завоза, который будет обеспечивать регулярные каботажные перевозки грузов между морскими портами. По согласованию с федеральным координатором оператор будет утверждать маршрут и график движения судов.
Также правительство определит перечень объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, их финансирование планируется осуществлять с 2026 года в размере 100%. По предварительной оценке, расходы федерального бюджета на содержание (ремонт, капитальный ремонт) данных объектов в 2026 году составят 7,4 млрд рублей. Речь идёт о внутренних водных путях, автомобильных дорогах, аэродромах, находящихся в федеральной собственности.
Документ также ранжирует грузы северного завоза. Так, к первой категории (жизнеобеспечения) предлагается отнести грузы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения и стабильного функционирования организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Это социально значимые продовольственные товары, товары народного потребления, лекарственные средства, медицинские изделия, топливно-энергетические ресурсы, горюче-смазочные материалы. Перечень грузов первой категории будет утверждать правительство страны.
«Мы в начале большого пути. Дальний Восток и Арктика, с одной стороны, разные регионы, но, с другой, их объединяют непростые климатические условия. Преодолевая эти трудности, жители берутся за все возможности, которые открываются перед ними, и где-то ломая лёд, как ледоколы, идут вперёд, где-то ошибаются, но при этом используют новые технологии. Не двигаясь вперёд, не создавая новых инструментов, мы не поддержим людей, сильных духом, которые держат наш форпост, наш вектор развития. И Север, и Дальний Восток играют как никогда важное значение. Я верю, что такие инновации позволят и развить экономику, и повысить эффективность работы на этих территориях, но самое главное – повысить качество жизни людей», – подчеркнул Алексей Чекунков.