В Архангельске прошло заседание президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики

Вице-премьер – полпред президента РФ на Дальнем Востоке Юрий Трутнев принял участие в заседании президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики в Архангельске. В повестку вошли вопросы развития Северного морского пути, создания территории опережающего развития (ТОР) в Архангельской области, распределение средств президентской арктической «Единой субсидии».

«В первую очередь обсудим ход исполнения поручения президента Российской Федерации по развитию Северного морского пути. Отдельно поговорим о развитии Архангельского транспортного узла, достижении целевых показателей грузопотока. Архангельск всегда занимал важное место в транспортной системе Арктики. Порт достаточно близко находится к центрам формирования грузовой базы. В 2022 году грузооборот порта Архангельск составил 6,6 млн т и превысил грузооборот 2021 года на 24%. Мероприятия по развитию Архангельского транспортного узла входят в план развития Северного морского пути до 2035 года. Они включают в себя создание нового глубоководного порта с мощностью порядка 40 млн т грузов в год, дноуглубительные работы, развитие железнодорожной и автодорожной инфраструктуры», – открыл заседание Юрий Трутнев.

Как отметил губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, Архангельский транспортный узел является одним из ключевых центров перевалки грузов для действующих и перспективных арктических проектов. Его позиции значительно укрепляются в транспортной системе Северного морского пути, в том числе в силу новых геополитических и экономических условий, изменивших логистические цепочки движения и доставки грузов.

Ключевые морские операторы Архангельской области продолжают развивать свою портовую инфраструктуру, модернизировать причалы. Вместе с тем структурными элементами Архангельского транспортного узла являются не только действующий порт и перспективный глубоководный район порта, но и железнодорожная, автодорожная, мостовая инфраструктура, подъездные пути, которые также требуют развития – реконструкции и модернизации. Основные объёмы грузов поступают в морской порт Архангельск автомобильным и железнодорожным транспортом. Стивидоры морского порта Архангельск испытывают затруднения с доставкой грузов из-за значительного скопления транспортных средств на подъездах к грузовым районам, перегрузки в отдельные периоды ключевых железнодорожных узлов, в частности станции Соломбалка. Для дальнейшего увеличения грузовой базы подходы к основным грузовым районам нуждаются в расширении и модернизации.

Также идёт разработка комплексного плана по развитию Архангельского транспортного узла. Предложения были представлены руководством Архангельской области в Минтранс России. Проект плана включает в себя позиции по развитию портовой, сопутствующей транспортной и инженерной инфраструктуры действующего порта, развитию кадрового потенциала транспортной сферы, цифровизации портовой деятельности, созданию условий для развития услуг судоремонта в непосредственной близости от Севморпути.

Юрий Трутнев поручил Минтрансу России совместно с Минвостокразвития России в течение двух недель представить в правительство России доклад с конкретизацией развития Архангельского транспортного узла.

Помимо этого обсуждались дополнительные мероприятия по достижению целевых показателей грузопотока по Северному морскому пути в 2023 году. Задача, поставленная президентом России, – к 2024 году увеличить грузопоток по Северному морскому пути до 80 млн т. Целевой показатель 2023 года составляет 36 млн т. По словам вице-премьера, компании, взявшие на себя обязательства по обеспечению грузопотока Северного морского пути, готовы их выполнять.

Подводя итоги рассмотрения вопроса, Юрий Трутнев отметил, что развитие Северного морского пути является стратегическим для экономики России. «Такое развитие требует и дополнительных затрат, и усилий. Но в результате у нас будет своя дорога, всего одна из двух в мире – надёжная, безопасная и под контролем Российской Федерации», – сказал он.

Было одобрено создание ТОР в Архангельской области. Регион совместно с Минвостокразвития России и АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» предлагает в планируемой ТОР развивать два направления: реализацию проекта «Арктический квартал» и создание промышленного парка для размещения малых и средних промышленных предприятий.

Проект «Арктический квартал» касается государственной поддержки жилищного строительства. Проект предполагает, что под жилую застройку будет создаваться режим ТОР со всеми его преференциями и льготами для застройщика. При этом инженерная инфраструктура будет строиться за счёт бюджетных средств. Этот механизм позволит построить жильё, в том числе для нуждающихся категорий граждан.

Под проект «Арктический квартал» определены четыре незастроенных земельных участка для жилищного строительства в самом динамично развивающемся округе Архангельска – Майской Горке. Расчётное значение совокупного градостроительного потенциала выбранных участков составляет порядка 200 тыс. кв. м жилой площади. На первом этапе заявка будет сформирована на строительство квартала с объёмом вводимого жилья не менее 70–80 тыс. кв. м.

Создание промышленного парка направлено на решение проблемы острой нехватки в регионе готовых для размещения производства инвестиционных площадок. На сегодняшний день есть запрос от 20 потенциальных инвесторов с общим планируемым объемом инвестиций порядка 5 млрд рублей, которым нужны земельные участки, обеспеченные необходимой инженерной инфраструктурой. 

По словам министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, механизм «Арктического квартала» и обустройство индустриальных парков в ТОР позволят диверсифицировать экономические отрасли Архангельской области, стимулировать импортозамещение и создать новые высокооплачиваемые рабочие места. «В части социального развития, безусловно, мы продолжим повышать качество жизни людей, фокусируя этот инструмент на самых первоочередных мероприятиях по повышению качества жизни, образования и здравоохранения», – сказал он.

Были рассмотрены уточнения в планы социального развития центров экономического роста Архангельской и Мурманской областей, Республики Карелия. В частности, из федерального бюджета Мурманской области дополнительно выделено 300 млн рублей на развитие жилищной и социальной инфраструктуры населённых пунктов, в которых дислоцируются воинские части.