В Арктике прошла первая ротация полярников на платформе «Северный полюс»

На дрейфующей станции «Северный полюс – 41» Арктического и антарктического научно-исследовательского института прошла первая ротация участников экспедиции, смена состава случилась в Северном Ледовитом океане в 60 км от Северного полюса – 89°24’С.Ш. и 110°32’В.Д.

Логистическая операция включала десять авиаперелётов общей протяжённостью свыше 16 тыс. км. Самолётами полярников доставили из Санкт-Петербурга до Красноярска, затем из Красноярска до Хатанги. Рейс от Хатанги до нового аэродрома на научно-исследовательской станции «Ледовая база “Мыс Баранова”» пришлось отложить на сутки из-за погодных условий. Авиаперелёты по маршруту Хатанга – ледовая база «Мыс Баранова» – база «Барнео» – ЛСП «Северный полюс» удалось уложить в сутки. 20 апреля 2023 года самолёт Ан-72, обеспечивавший перелёт из Красноярска к месту проведения ротации, благополучно приземлился на ледовую взлётно-посадочную полосу на ледовой базе «Барнео».

Финальный этап – двухсоткилометровую переброску полярников – обеспечивали два вертолёта Ми-8Т, доставившие экспедиционный состав к месту ротации и к месту дрейфа. На текущий момент семь человек успешно приняли вахту в составе дрейфующей станции на ледостойкой платформе «Северный полюс». Девять специалистов, завершивших работу в арктических широтах, прибыли в Санкт-Петербург. Вместе с полярниками во время ротации на НИС «Ледовая база “Мыс Баранова”» вернулся пёс Буран – закончилась его вахта на дрейфующей полярной станции.

«Смена состава экспедиции "Северный полюс – 41" проведена на льду, более чем в 200 км от дрейфующей станции и в 60 км от географического Северного полюса. Сложнейшая по масштабам и условиям операция прошла успешно. Мы отработали модель, которая в дальнейшем позволит нам чётко и слаженно проводить подобные рокировки. Особую роль в этом сыграл восстановленный аэродром на ледовой базе "Мыс Баранова", прекративший приём воздушных судов почти 35 лет назад и практически с нуля восстановленный нашими специалистами. В задачи взлётно-посадочной полосы входит обеспечение полярных экспедиций и в случае необходимости аварийно-спасательных работ на трассе Северного морского пути», – рассказал директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.

Важно понимать, что логистическая операция носила комплексный характер, она объединила усилия высококвалифицированных полярников, ледовых специалистов и пилотов нескольких авиаподразделений.

«Дрейфующая станция находится фактически вне предела вертолётной досягаемости, а организация топливных подбаз на льду – процедура дорогостоящая и небезопасная. Поэтому было принято решение об использовании взлётно-посадочных полос на ледовых базах “Мыс Баранова” и “Барнео”. Подготовительные работы и непосредственно ротация поводились в сложнейших погодных условиях, при сильных перепадах температур. В противовес этому встреча прибывших и уезжающих членов экспедиции была наполнена теплом, радостью, улыбками и шутками. Несмотря на сложности, нам удалось пройти все этапы и уложиться в запланированный график. На ледостойкую платформу благополучно доставлены полярники и более тонны грузов, включая научное оборудование и посылки из дома», – рассказал начальник Высокоширотной арктической экспедиции Арктического и антарктического научно-исследовательского института Владимир Соколов.

Успешно завершив ротацию, Арктический и антарктический научно-исследовательский институт приступил к подготовке морской операции, предполагающей масштабную смену состава и доставку большого количества грузов на дрейфующую станцию. В августе этого года в район дрейфа ледостойкой платформы «Северный полюс» отправится научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников».